Особенности российского экспорта в Китай
Прежде чем начать бизнес с китайскими партнерами необходимо понять и принять базовые постулаты современной международной торговли — В современных условиях международная торговля не ограничивается лишь функцией реализации дефицитных товаров в одной стране за счет их перемещения из других стран. Сегодня экспорт товаров стал обязательным в структуре продаж любой компании, которая хочет наращивать объемы реализации. Ограничивать наращивание этих объемов одной территорией – ошибочная стратегия. Современный бизнес обязан расширять рынки сбыта и оптимизировать использование ресурсов.
Рынок Китая настолько велик для российских производителей, что в нем нетрудно затеряться. Как следствие, конкуренты, разбирающиеся в особенностях китайского бизнеса, могут эффективнее использовать имеющиеся инструменты ведения внешней торговли с Китаем.
Для начала хотелось бы дать краткую справочную информацию о товарах, которые Китай импортирует особенно охотно. Экспорт в Китай из России имеет следующую структуру:
Первая категория – сырье (в том числе частично переработанное)
Топливо минеральное, включая нефть и продукты перегонки, а так же битуминозные вещества и минеральные воски составляют 74,5% российского экспорта в Китай. Следующая позиция — древесина и изделия из нее, а так же древесный уголь 6,6%. Руда, шлак и зола(которые условно можно отнести к этой категории) — 2,8%. Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) — 1,9%. Органические химические соединения – 1 %. Пластмассы и изделия из них — 0,8%. Каучук, резина и изделия из них -0,3%. Удобрения -2,5%.
Вторая категория – оборудование
Основными товарами здесь выступают ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства, и их части — 3,3%
Третья категория – экспорт продовольственных товаров в Китай
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные — 2,4%.
Еще есть товары, не обозначенные в других категориях. Их доля в экспортной внешней торговле из России в Китай — 0,8%.
В связи с понижением курса рубля по отношению к мировым валютам российские компании проявляют интерес к экспорту сельхозпродукции. В частности в последнее время увеличился экспорт меда в Китай, а так же экспорт из России в Китай кондитерских изделий, зерна, муки и других продуктов питания.
Внешняя торговля России с Китаем серьезно регулируется со стороны властей КНР. Китайские власти при экспорте из России применяют и лицензирование, и квотирование. Существует система экспертизы и карантина.
Все товары экспортируемые из России в Китай можно разделить на 4 категории:
- Товары, запрещенные к экспорту и импорту.
(Перечень товаров запрещенных к экспорту в Китай содержит более 150 видов товаров, из них 33 вида запрещены к импорту и экспорту, а еще около 120 видов товаров ограниченны к взаимному перемещению).
- Товары, подлежащие обязательному лицензированию и квотированию. (В частности, для экспорта в Китай осетровых рыбы и полученные из них продукты необходима лицензия Минэкономразвития. Для экспорта растений и семян нужен фитосанитарный акт Россельхознадзора, а чтобы экспортировать в Китай боеприпасы и оружие надо получить разрешение от МВД. Всего список товаров для обязательного лицензирования при экспорте включает почти 50 видов товаров).
- Товары с ограниченным количеством, допустимые к экспорту и импорту;
- Товары, которые можно свободно импортировать и экспортировать.
Так же нужно учитывать, что при экспорте из России в Китай существуют группы товаров, которые облагаются льготными пошлинами. Это регламентируется вступлением России в ВТО. Кроме этого при экспорте из России в Китай, некоторые виды товаров облагаются пошлинами по особым ставкам и регламентируются особыми квотами. Это относится, например, к рису, кукурузе, сахара, удобрений. А также, есть товары облагаемые временными пошлинами, как например, дизтопливо, керамическая посуда, шины, соевый соус и др.
За последние 5 лет по некоторым группам товаров, которые импортирует Китай произошел значительный рост. Увеличение импорта в процентах на некоторые товары представлено ниже.
- Предметы искусства и коллекционирования (+7,061%)
- Злаки (+477%)
- Молочные продукты, яйца, мед (+402%)
- Сахар (+395%)
- Мясо и морепродукты (+278%)
- Одежда (+209%) Животные (+209%)
- Кофе, чай, специи (+199%)
- Драгоценные камни и металлы, монеты (+180%)
- Хлопок (+179%) Медикаменты (+151%)
- Алкогольные напитки (+175%)
- Какао (+173%)
- Кожа (+169%)
- Продукты помола зерна (+166%)
- Одежда, изготовленная на заказ и этническая одежда (+163%)
- Транспортные средства (+161%)
- Натуральный и искусственный мех (+159%)
- Дерево (+158%)
- Молочные и зерновые полуфабрикаты (+155%)
- Масло (+54%)
- Другие пищевые полуфабрикаты (+150%)
Если ваша компания заинтересована в том, чтобы начать поставки своих товаров на рынок Китая, отправьте нам заявку. Наши менеджеры оперативно оценят перспективы импорта вашей продукции в Китай и приступят к поиску заинтересованных импортёров.